Неточные совпадения
Но, с другой стороны, не видим ли мы, что
народы самые образованные наипаче [Наипа́че (церковно-славянск.) — наиболее.] почитают себя счастливыми в воскресные и праздничные дни, то есть тогда, когда начальники мнят себя от писания законов
свободными?
Долго ли, коротко ли они так жили, только в начале 1776 года в тот самый кабак, где они в
свободное время благодушествовали, зашел бригадир. Зашел, выпил косушку, спросил целовальника, много ли прибавляется пьяниц, но в это самое время увидел Аленку и почувствовал, что язык у него прилип к гортани. Однако при
народе объявить о том посовестился, а вышел на улицу и поманил за собой Аленку.
Уже по улицам
свободнымС своим бесчувствием холодным
Ходил
народ.
— Наш
народ — самый
свободный на земле. Он ничем не связан изнутри. Действительности — не любит. Он — штучки любит, фокусы. Колдунов и чудодеев. Блаженненьких. Он сам такой — блаженненький. Он завтра же может магометанство принять — на пробу. Да, на пробу-с! Может сжечь все свои избы и скопом уйти в пустыни, в пески, искать Опоньское царство.
— Возьмем на прицел глаза и ума такое происшествие: приходят к молодому царю некоторые простодушные люди и предлагают: ты бы, твое величество, выбрал из
народа людей поумнее для
свободного разговора, как лучше устроить жизнь. А он им отвечает: это затея бессмысленная. А водочная торговля вся в его руках. И — всякие налоги. Вот о чем надобно думать…
Там, где край тесно населен, где
народ обуздывается от порока отношениями подчиненности, строгостью общего мнения и добрыми примерами, там
свободное употребление вина не испортит большинства в
народе.
Почти не оставалось сил у русского
народа для
свободной творческой жизни, вся кровь шла на укрепление и защиту государства.
Но постановка исторической задачи каким-нибудь великим
народом предполагает некий творческий произвол,
свободное напряжение всей энергии этого
народа.
Русский
народ как будто бы хочет не столько
свободного государства, свободы в государстве, сколько свободы от государства, свободы от забот о земном устройстве.
В так называемых демократиях, основанных на принципе народного суверенитета, значительную часть людей составляет
народ, еще не сознающий себя
свободными существами, несущими в себе достоинство свободы.
Историческая судьба русского
народа была жертвенна, — он спасал Европу от нашествий Востока, от татарщины, и у него не хватало сил для
свободного развития.
В розановской стихии есть вечная опасность, вечный соблазн русского
народа, источник его бессилия стать
народом мужественным,
свободным, созревшим для самостоятельной жизни в мире.
Никакая философия истории, славянофильская или западническая, не разгадала еще, почему самый безгосударственный
народ создал такую огромную и могущественную государственность, почему самый анархический
народ так покорен бюрократии, почему
свободный духом
народ как будто бы не хочет
свободной жизни?
С той минуты, как исчез подъезд Стаффорд Гауза с фактотумами, лакеями и швейцаром сутерландского дюка и толпа приняла Гарибальди своим ура — на душе стало легко, все настроилось на
свободный человеческий диапазон и так осталось до той минуты, когда Гарибальди, снова теснимый, сжимаемый
народом, целуемый в плечо и в полы, сел в карету и уехал в Лондон.
В глубине русского
народа заложена свобода духа большая, чем у более
свободных и просвещенных
народов Запада.
Идея, высказанная уже Чаадаевым, что русский
народ, более
свободный от тяжести всемирной истории, может создать новый мир в будущем, развивается Герценом и народническим социализмом.
Разрешить земельный вопрос упразднением земельной собственности и указать другим
народам путь разумной,
свободной и счастливой жизни — вне промышленного, фабричного, капиталистического насилия и рабства — вот историческое призвание русского
народа».
Журавль с журавлихой, или журкой (так ласково называет ее
народ) сидят попеременно на яйцах;
свободный от сиденья ходит кругом гнезда поодаль, кушает и караулит; громкий его крик возвещает приближение какой-нибудь опасности, и сидящий на яйцах сейчас бросает их, отбегает, согнувшись, в сторону и начинает звать своего дружку, который немедленно к нему присоединяется; они вместе уходят от гнезда дальше или улетают.
— Беги за ней, может, догонишь, — ответил кабатчик. — Ты думаешь, на море, как в поле на телеге. Теперь, — говорит, — вам надо ждать еще неделю, когда пойдет другой эмигрантский корабль, а если хотите, то заплатите подороже: скоро идет большой пароход, и в третьем классе отправляется немало
народу из Швеции и Дании наниматься в Америке в прислуги. Потому что, говорят, американцы
народ свободный и гордый, и прислуги из них найти трудно. Молодые датчанки и шведки в год-два зарабатывают там хорошее приданое.
Зачем с такою ревностью ограждается невежество
народа не только правительствами, но людьми
свободными из высшего общества?
Люди, владеющие большим количеством земель и капиталов или получающие большие жалованья, собранные с нуждающегося в самом необходимом рабочего
народа, равно и те, которые, как купцы, доктора, художники, приказчики, ученые, кучера, повара, писатели, лакеи, адвокаты, кормятся около этих богатых людей, любят верить в то, что те преимущества, которыми они пользуются, происходят не вследствие насилия, а вследствие совершенно
свободного и правильного обмена услуг, и что преимущества эти не только не происходят от совершаемых над людьми побоев и убийств, как те, которые происходили в Орле и во многих местах в России нынешним летом и происходят постоянно по всей Европе и Америке, но не имеют даже с этими насилиями никакой связи.
После этого разговора выпили мы с дядей Марком вина и домашнего пива, захмелели оба, пел он баском старинные песни, и опять выходило так, как будто два
народа сочиняли их: один весёлый и
свободный, другой унылый и безрадостный. Пел он и плакал, и я тоже. Очень плакал, и не стыдно мне этого нисколько».
Совершенное равенство прав; атаманы и старшины, избираемые
народом, временные исполнители народных постановлений; круги, или совещания, где каждый казак имел
свободный голос и где все общественные дела решены были большинством голосов; никаких письменных постановлений; в куль да в воду — за измену, трусость, убийство и воровство: таковы главные черты сего управления.
Чем грубее был
народ, чем меньше было признаков цивилизации, тем
свободнее он чувствовал себя.
— Ах ты! — отчаянно сказал купец, ударив себя по бедру
свободною рукой. — Не оглянешься, — плоты у меня размечет. Что убытку-то, что убытку! Ну и подлец
народ у нас живет! — обратился он ко мне.
Их присутствие оживотворило все сердца; храбрые пруссаки восстали первые, и когда спустя несколько месяцев надменный завоеватель, с местью в сердце, с угрозой на устах, предводительствуя новым войском, явился опять на берегах Эльбы, то тщетно уже искал рабов, покорных его воле: везде встречали его грудью
свободные сыны Германии, их радостные восклицания и наши волжские песни гремели там, где некогда раздавались победные крики его войска и вопли угнетенных
народов.
Выпадали для лесных братьев
свободные и все еще веселые вечера, даже более шумные, так как прибавилось
народу; тогда, не стесняясь жарким временем, разводили костер на почерневшем, выгоревшем и притоптанном месте, пели песни, ровным однозвучием многих балалаек навевали тихую думу и кроткую печаль.
Воевода подождал, пока расковали Арефу, а потом отправился в судную избу. Охоня повела отца на монастырское подворье, благо там игумена не было, хотя его и ждали с часу на час. За ними шла толпа
народу, точно за невиданными зверями: все бежали посмотреть на девку, которая отца из тюрьмы выкупила. Поравнявшись с соборною церковью, стоявшею на базаре, Арефа в первый раз вздохнул
свободнее и начал усердно молиться за счастливое избавление от смертной напасти.
Вот тайна постоянного успеха, сопровождавшего его предприятия, несмотря на все препятствия, поставляемые невежеством и своекорыстием старинной партии, — и вот вместе с тем разгадка того, почему Петр мало тогда обратил внимания на главнейшие условия народного благоденствия — на распространение просвещения между всеми классами
народа и на средства
свободного, беспрепятственного развития всех производительных сил страны.
Потом следуют актеры, которым жалованье не позволяет выехать из Коломны,
народ свободный, как все артисты, живущие для наслажденья.
Народ на заводе — по недугу мне: всё этакие резкие люди, смелые, и хотя матерщинники, похабники и часто пьяницы, но
свободный, бесстрашный
народ. Не похож он на странников и холопов земли, которые обижали меня своей робостью, растерянной душой, безнадёжной печалью, мелкой жуликоватостью в делах с богом и промеж себя.
Теперь уже снимаются с
народа оковы, и открывается ему широкое поприще
свободного труда; всюду водружается знамя гласности; в определенных размерах допущена свобода печатного слова, как благородного выражения общественного мнения; заговорили о магистратуре и адвокатуре, высказано несколько теплых слов о преобразовании полиции, провозвещен недалекий конец прежней системы питейных откупов…
И возможно ли допустить сомнение, что праведный суд полезен в стране, в которой устроиваются железные дороги и пароходное движение, поощряется промышленная деятельность, все живые силы
народа вызываются на
свободный, полезный труд», и пр. и пр.
«С прекращением прямой, существовавшей доселе, власти помещика над своими крестьянами, — говорит он, — у последних может родиться своеволие и те пороки
народа свободного (!), которым развиваться не допускала единственно власть помещика и строгий его надзор за поведением крестьян» (стр. 91).
Все люди, во все времена, во всех
народах, искали и ищут собственного блага; оно есть неизбежный и единственный стимул каждого
свободного действия человеческого.
Ты содрогаешься, о
народ великодушный!.. Да идет мимо нас сей печальный жребий! Будь всегда достоин свободы, и будешь всегда
свободным! Небеса правосудны и ввергают в рабство одни порочные
народы. Не страшись угроз Иоанновых, когда сердце твое пылает любовию к отечеству и к святым уставам его, когда можешь умереть за честь предков своих и за благо потомства!
Нам кажется возможным одно заключение:
народ не замер, не опустился, источник жизни не иссяк в нем; но силы, живущие в нем, не находя себе правильного и
свободного выхода, принуждены пробивать себе неестественный путь и поневоле обнаруживаться шумно, сокрушительно, часто к собственной погибели.
Мы никогда не согласимся с теми, кто хочет отрицать в
народе даже это ожидание, утверждая, что он еще не получил вкуса к самостоятельной жизни, к
свободному распоряжению своими поступками.
Так и людская воля и мысль могут сдерживаться в положении рабства посторонними силами; но как бы эти силы ни были громадны, они не в состоянии, не сломавши, не уничтоживши спиральной пружинки, отнять у нее способность к расширению, точно так же, как не в состоянии, не истребивши
народа, уничтожить в нем наклонность к самостоятельной деятельности и
свободному рассуждению.
Только сгруппировавшись в союз
свободных и самобытных
народов, славянский мир вступит, наконец, в истинно историческое существование.
Велик, богат аул Джемат,
Он никому не платит дани;
Его стена — ручной булат;
Его мечеть — на поле брани.
Его
свободные сыны
В огнях войны закалены;
Дела их громки по Кавказу,
В
народах дальних и чужих,
И сердца русского ни разу
Не миновала пуля их.
Обратили внимание на экономические отношения
народа, и литература заговорила о состоянии земледельческого класса, о
свободном труде и других экономических вопросах, выставляя преимущественно, чего у нас нет и что нужно сделать.
Народ, который может быть
свободным, отдает сам свою свободу, сам надевает себе на шею ярмо, сам не только соглашается с своим угнетением, но ищет его.
С такими необыкновенными усилиями мог быть напечатан сорок лет тому назад «проект» о мерах против голода в
народе; но описаний, как люди переживали этот голод, совсем не могло появиться в печати, и, что еще удивительнее, — их вероятно никто и не писал, потому что они не появлялись даже и в последующие за тем годы, когда положение русской печати стало сравнительно немножко
свободнее.
Мода на воскресные школы пошла ужасная, невообразимая — все это бросилось поучать
народ, все толковало о сближении с
народом, о привитии к нему новых идей и
свободных начал «новой жизни». И что же?..
У
народа нормально развитого и
свободного никакого искусства нет и не должно быть!
Он говорит с
народом, дает ему новые
свободные права,
народ избирает его своим диктатором…
Пели певцы, и слушали их люди
свободной духом страны: жрецы не смели здесь накладывать путы на религиозное творчество
народа; религия, не скованная догматами и кодексами, могла здесь развиваться и изменяться свободно.
Свободный есть существо самоуправляющееся, а не управляемое, не самоуправление общества и
народа, а самоуправление человека, ставшего личностью.
Это не значит, что для того, чтобы нравственное суждение было правдивым,
свободным и первородным, личность должна себя изолировать от всех социальных, сверхличных образований и целостей, от своей семьи, своего
народа, своей церкви и т. д., но это значит, что личность должна в первородном акте своей совести отделить правду от лжи в оценках давящих ее социальных группировок.